«Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир». (Й. Гете) Жизнь во время путешествия - это мечта в чистом виде. (А. Кристи) Путешествие как самая великая наука и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя. (А. Камю) |
Новые чудеса света
Посетители
Основу данной экскурсии составляет информация об экспозиции Тульского Музея Оружия. Экскурсоводу необходимо провести экскурсию в достаточно легкой и доступной форме, сподвигнув группу к изучению представленной темы самостоятельно. Экскурсовод должен удерживать внимание экскурсантов на протяжении всей экскурсии, во многом ему поможет использование таких методов, как анализ, синтез, метод аналогии и конкретно-исторический метод.
Применяя метод аналогии, и в показе, и в рассказе можно обратить внимание экскурсантов на сходство/различие рассматриваемых объектов, на единство времени различных событий, территориальную близость мест, где они происходили.
В отдельных случаях полезным может оказаться и обращение к конкретно-историческому методу. Обычно под ним понимают такую последовательность шагов, при которой происходит восхождение от абстрактного к конкретному. Данный метод предполагает движение мысли к целостному воспроизведению предмета в сознании человека.
Время, потраченное экскурсоводом на рассказ, должно быть значительно меньше общей продолжительности экскурсии. Все, о чем в экскурсии идет речь, должно быть отражено в зрительном ряде – только таким способом можно представить картину прошлого или настоящего достаточно наглядно.
Содержание экскурсии, формы ее проведения и методические приемы рассказа должны быть взаимосвязаны. Эти понятия связаны с вопросами: о чем сказать, как сказать и с какой целью. В своем рассказе экскурсовод сообщает аудитории и о таких свойствах объекта, которые не воспринимаются при помощи органов зрения.
Важной задачей рассказа является определение, характеристика, толкование предмета, о котором пойдет речь. Определение предмета в экскурсионном рассказе должно быть ясным, соразмерным, непротиворечивым, не должно строиться на отрицании, не должно иметь предвзятых оценок.
Рассказ экскурсовода выполняет две задачи: а) комментирует, дополняет, анализирует, поясняет увиденное; б) реконструирует, восстанавливает, как бы «оживляет» то, что в данный конкретный момент не может увидеть экскурсант. Следует учитывать и связанный с рассказом эмоциональный момент, воздействующий на чувства участников, вызывающий у них эмоции радости, восхищения, гордости, гнева, сочувствия.
Экскурсовод должен владеть умением трансформации устной речи в зрительные образы. Для превращения одного вида информации (речь) в другой (зрительные образы) необходимо создать подходящие условия.
Во время экскурсии следует уделять внимание всей группе. Неверно, если экскурсовод обращается к нескольким экскурсантам, выделив их из группы по каким-то субъективным причинам. Особое значение для контакта с аудиторией имеет грамотная и продуманная речь экскурсовода. Экскурсовод по возможности должен стараться выполнять все пожелания членов группы, чутко относиться к замечаниям о недомогании.
Сам, оставаясь незаметным, экскурсовод должен уметь давать возможность «заговорить» объекту, создает предпосылки активного общения. Такой «рассказ объекта о себе» является основополагающим принципом вербального или словесного показа.
Язык экскурсовода должен отвечать определенным критериям. Критерий ясности требует доходчивости и доступности речи для данной аудитории. Критерий точности требует соответствия содержания речи мыслям экскурсовода, цели и теме экскурсии. Критерий чистоты требует логически оправданного использования экскурсоводом языковых средств.