«Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир». (Й. Гете) Жизнь во время путешествия - это мечта в чистом виде. (А. Кристи) Путешествие как самая великая наука и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя. (А. Камю) |
Новые чудеса света
Посетители
Полнота рыночных отношений характерна для частного сектора, который в тенденциях увеличения потока туристов опережает общественный сектор. Сплошная выборка картотек туристов за 2001 г., с нашей точки зрения, достаточно репрезентативна. Построенные диаграммы и графики выполнены для полного года и отдельно для сезонного периода. В расчет не принимались туристы из городов, численность которых в общем потоке не превышала 1 %. Они отнесены в графу «прочие». Этим объясняется большая доля прочих туристов - 25%.Основная география регионов-поставщиков туристов для Геленджика приходится на города, перечисленные в приложение А). Там же представлены данные по количеству прибытий, дней пребывания и по половому признаку, в процентном и абсолютном отношении. [16]
Наибольшее количество туристов прибывает из Москвы - 21,1 %, Санкт-Петербурга - 7,5%, Краснодара - 4,2%, Тюмени - 3,3%, Екатеринбурга - 3,8% (графическая интерпретация представлена в приложении Б) Средний возраст мужчин 33,2 года, средний возраст женщин в около 30 лет. Доходы и расходы отражены в приложении В. [12, с. 24].
Сегментировать туристский рынок Геленджика довольно сложно, так как 35% от общего числа туристов относятся к категории «дотированных». Они не несут бремя материальных затрат по отдыху и имеют льготы по проезду (приложение Г).
Для более глубокого исследования взаимосвязи социально экономических явлений рассмотренные статистические методы часто оказываются недостаточными, ибо они не позволяют выразить имеющуюся связь в виде определенного математического уровня, характеризующего механизм взаимодействия факторных и результативных признаков. Это устраняет метод анализа регрессий и корреляций—регрессионно – корреляционный анализ, являющийся логическим продолжением, углублением более элементарных методов.
В таблице 6 нами проведен регрессионно-корелляционный анализ по показателям численность туристов и выручки (валовой доход) от реализации услуг (работ, продукции).
Таблица 6 – Корреляционно-регрессионный анализ численности туристов города – курорта Геленджик за период 1995 – 2002 гг
Года | Численность туристов, мил. человек (X) | Выручка, мил. рублей (Y) | X2 | XY | YX |
1995 | 0,0256 | 0,3710 | 0,0007 | 0,0095 | 0,2529 |
1996 | 0,3000 | 0,3900 | 0,0900 | 0,1170 | 0,3665 |
1997 | 0,7200 | 0,4150 | 0,5184 | 0,2988 | 0,5404 |
1998 | 0,7800 | 0,4500 | 0,6084 | 0,3510 | 0,5653 |
1999 | 1,5000 | 0,7450 | 2,2500 | 1,1175 | 0,8634 |
2000 | 1,5000 | 0,8310 | 2,2500 | 1,2465 | 0,8634 |
2001 | 1,5500 | 0,9560 | 2,4025 | 1,4818 | 0,8841 |
2002 | 1,6000 | 1,0830 | 2,5600 | 1,7328 | 0,9048 |
Итого | 7,9756 | 5,2410 | 10,6800 | 6,3549 |