«Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир». (Й. Гете) Жизнь во время путешествия - это мечта в чистом виде. (А. Кристи) Путешествие как самая великая наука и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя. (А. Камю)

Новые чудеса света

Великая китайская стена
Колизей
Мачу-Пикчу
Петра
Тадж-Махал

Посетители

Вступление
Страница 5

К востоку от петровской части дворца Ф.-Б. Растрелли развернул личные комнаты императрицы. Завершались они небольшой столовой, из которой одна дверь вела во флигель, где находились помещения для членов царской семьи и придворных высшего ранга, другая - в Предхорную и далее по галерее - в дворцовую церковь.

В пышно декорированном Растрелли интерьере церкви Большого дворца нашло отражение прославление русского абсолютизма. Завершив Церковный корпус сложным золотым пятиглавием, архитектор нарушил симметрию объёмов дворца, создав своеобразный архитектурный акцент.

Резные украшения пяти глав церкви выполнялись в 1749 году под наблюдением мастера К. С. Жирардона, а резьба для купола флигеля «Под гербом» - И. Шталмейера в 1751 году. Вместе с этими мастерами сложные украшения стен и обрамления дверей (картуши, фигуры трубящих «Слав», изображения орлов, десюдепорты) исполняли скульпторы и резных дел мастера Л. Роллан и В. Петров со своими помощниками-резчиками.

В оформлении интерьеров Растрелли добился необычайно сильных декоративных эффектов. Поэтому все залы, выполненные по его проектам - это величайшие памятники русского искусства.

В 60-х годах XVIII века были выполнены первые изменения художественной отделки интерьеров дворца по проекту архитектора Ж.-Б. Валлен-Деламота. В 1764 он создал новый декор центрального зала (Итальянского салона). Архитектор заменил прежнюю отделку шпалерной развеской картин, сплошь закрывших стены зала. Для этого была использована коллекция произведений П. Ротари, состоящая из трёхсот шестидесяти восьми портретов, в большинстве изображающих молодых кокетливых женщин, нарядно одетых в польские, венгерские и восточные костюмы, а также картин, изображающих композиции на мифологические сюжеты и жанровые сцены. С этого времени зал получил название галереи Ротари, Картинного зала, или «Кабинета мод и граций».

В 1766-1767 годах Валлен-Деламот изменил отделку двух покоев, расположенных по сторонам Картинного зала. Они были украшены китайскими лаковыми панно. Небольшие панно для обоих интерьеров, вкомпонованнные в дверные створки, панели и оконные откосы, создал лакового дела мастер Ф. Власов вместе со своими учениками и «мастером разных художеств» Н. Мюриэлем. Паркетные полы Китайских кабинетов состоят из драгоценных древесных пород: сандала, амаранта, лимона, эбенового дерева и других. В китайских кабинетах размещены живописные лаковые композиции. На южной стене Восточного китайского кабинета привлекает внимание многофигурные панно «Маньчжурский военный сбор». Другие сюжеты традиционны: изображения восточных пейзажей и людей.

В 1777-1778 годах Ю. Фельтен изменил отделку Столового, Тронного и Аванзала. Это было обусловлено появлением в архитектуре нового стиля - классицизма. Золочёный резной декор уступил здесь место лепке.

Своеобразным памятником победы России под Турцией в войне 1768-1774 годах за освобождение народов Балканского полуострова от турецкого ига стал Аванзал. Фельтен использовал двенадцать картин художника Я. Ф. Гаккерта, посвящённых победам русского флота при Чесме. Картины изображают экспедицию русского военно-морского флота в архипелаг Эгейского моря и победу над Турецким флотом в бухте 26 июня 1770 года. Картины обрамлены рельефными тягами, перевитыми орденскими лентами, простенки между окнами украшены медальонами, а десюдепорты - барельефными композициями на тему воинских трофеев (чалм, бунчуков, турецкого оружия) и дельфинами, символизирующими спокойное море. Ленкой декор выполнен А. Бернаскони и Т. Насоновым. Все эпизоды Чесменского сражения были написаны в 1771-1772 годах на основании схем боя и записей его участников: графа А. Орлова, адмиралов Г. Спиридонова, С. Грейга и других офицеров. Перекрытие зала украшает плафон на мифологический сюжет «Жертвоприношение Ифигении» работы немецкого художника А. Тервестена. После переделки зал получил название Чесменского.

В Тронном зале также расположены четыре картины с эпизодами Чесменской битвы. Ю. Фельтен, создавая интерьер в стиле классицизма, сохранил объёмно-пространственную композицию растреллиевского Большого зала, пронизанного светом из расположенных в два яруса двадцати восьми окон. Но прежняя живописная отделка, имитировавшая золочёную резьбу, была заменена портретами Петра I, Екатерины I, Анны Иоановны и Елизаветы Петровны, родственников Петра I; картинами «Крещение великой княгини Ольги в Константинополе под именем Елены», «Возвращение Святослава с Дуная после победы над печенегами»; лепными изображениями военных доспехов, гирлянд, пальмовых листьев и разнообразной классической орнаментикой. У восточной стены зала стояло тронное кресло Петра I и висел парадный конный портрет Екатерины II над ним. От растреллиевского оформления зала остался также наборный паркет в виде гигантских спиралей, розеток и лучей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Powered & designed by Olezha * 2022 * All Rights Reserved © www.travellifes.ru

Партнеры сайта: