«Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир». (Й. Гете) Жизнь во время путешествия - это мечта в чистом виде. (А. Кристи) Путешествие как самая великая наука и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя. (А. Камю)

Новые чудеса света

Великая китайская стена
Колизей
Мачу-Пикчу
Петра
Тадж-Махал

Посетители

Вступление
Страница 3

Автором начального проекта дворца следует назвать И.-Ф. Браунштейна. Второй этап строительства Петергофа и большого дворца в частности связан с именем французского архитектора Ж.-Б. Леблона - выдающегося зодчего и теоретика архитектуры, знатока ландшафтного искусства. Приглашённый Петром I, Леблон возглавил всё строительство в Петербурге и пригородах. Впервые прибыв в Петергоф в середине 1716 года, Леблон застал уже сложившуюся композицию ансамбля. Найдя различные дефекты, он приступил к частичным исправлениям и переделкам.

До конца года Леблон успел укрепить фундаменты Верхних палат и соорудить подземный акведук, отводивший грунтовые воды. По его указаниям был расширен Большой канал, увеличены размеры ковша, изменены его очертания и устроен Средний каскад перед Большим гротом Большого каскада. Разработанный Леблоном и представленный на утверждение Петра I в феврале 1717 года «Водяной план» включал проект водоснабжения Большого каскада и обширную программу убранства Нижнего парка и Верхнего сада фонтами. (6, с. 322)

Леблон подчеркнул парадное значение дворца: соорудил сквозной парадный вестибюль с колоннами, расширил двери и окна в центральном помещении - Итальянском салоне, укрепил его деревянными панелями, живописью и резьбой. Он укрепил подвалы дворца, соорудив подземный акведук для отвода вод, затоплявших подвалы. В 1719 году, не успев завершить строительство, Леблон умер.

Поражает изысканностью Кабинет Петра I, созданный в 1718-1720 годах по проекту Ж.-Б. Леблона. Кабинет украшали резные дубовые панно, сюжеты которых в аллегорической форме прославляли деяния Петра, военные победы, расцвет науки и искусства в России. Дубовые панно Кабинета Петра I - шедевры декоративной резьбы XVIII века. Они исполнены по моделям и при участии известного французского скульптора Н. Пино русскими и французскими мастерами-резчиками. Впоследствии при перестройке дворца архитектор Ф.-Б. Растрелли сохранил отделку Кабинета Петра I и Дубовой лестницы.

Дальнейшие работы по строительству и отделке Большого дворца проводили И.-Ф. Браунштейн (1719-1720 года) и архитектор Н. Микетти.

В январе 1721 года в Верхних палатах произошёл пожар. Восстановление отделки в пострадавших от огня помещениях совпало с началом перестройки палат по проекту архитектора Н. Микетти. Использовав как основу композиционное решение Монплезира, архитектор решил пристроить к Верхним палатам два симметричных флигеля, связав их с центральной частью здания галереями с аркадами. Пётр I рассматривал все чертежи и неоднократно вносил свои коррективы.

К 1724 году основные строительные и отделочные работы были завершены. Центральный зал палат (Итальянский салон) был декорирован четырьмя французскими шпалерами и картинами.

К 40-м годам XVIII столетия назрела необходимость расширения Верхних палат. В декабре 1745 года Елизавета Петровна приказала «по обе стороны Больших палат на галереях сделать деревянные апартаменты с пристойными покоями». (6, с. 346).

В 1745 году началась длившаяся девять лет перестройка дворца по проекту Ф.-Б. Растрелли. Перестройке придавалось большое значение: был предписан даже выпуск памятной медали «На увеличение здания увеселительного дворца в Петергофе. 1745 год». (2, с. 6). Архитектор увеличил центральную часть дворца, пристроив два боковых флигеля и соединив их галереями с двумя боковыми корпусами - Церковным и «Под гербом». Внутри дворца Растрелли создал роскошную анфиладу парадных залов и жилых покоев. Все помещения были богато украшены золочёной резьбой по дереву, зеркалами, живописными плафонами и наборными паркетами. Вместе с Ф.-Б. Растрелли работали живописцы И. Вишняков, братья И. и А. Бельские, Б. Тарсиа, П. Балларини, Дж. Валериани, Л. Вернер. Резной декор дворцовых помещений выполнили охтинские резчики, наборные паркеты - мастера П. Жданов и А. Вороницын.

В оформлении интерьеров Растрелли добился необычайно сильных декоративных эффектов. Планировка дворца, расположение залов и комнат строго соответствовали пышным ритуалам того времени. Роскошь и многообразие приёмов художественной отделки помещений были призваны создать эффект бесконечно развёртывающегося театрального действия.

Парадная лестница, Танцевальный и Аудиенц-зал дворца, оформленные по проекту Ф.-Б. Растрелли, были ценнейшими памятниками русского искусства середины XVIII века. Золочёные скульптурные изображения времён года, плафон «Триумф Весны», прославляющий дочь Петра I Елизавету, колонный портал, на фронтоне которого были помещены аллегорические фигуры «Верность» и «Справедливость», обилие резного золочёного декора, живопись стен - всё оформление парадной лестницы создавало впечатление сказочного великолепия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Powered & designed by Olezha * 2022 * All Rights Reserved © www.travellifes.ru

Партнеры сайта: