«Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир». (Й. Гете) Жизнь во время путешествия - это мечта в чистом виде. (А. Кристи) Путешествие как самая великая наука и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя. (А. Камю)

Новые чудеса света

Великая китайская стена
Колизей
Мачу-Пикчу
Петра
Тадж-Махал

Посетители

Вступление
Страница 2

Для внутренней планировки Монплезира характерна такая же чёткость, как и для его объёмной композиции: среднюю часть дворца занимает парадный зал, с двух сторон от него расположены по три небольшие комнаты.

Декоративная отделка Монплезира не поражала роскошью, но её изысканность, филигранная законченность каждой детали подчёркивали значительность маленького приморского дворца как места пребывания властителя великой державы.

Строительство Монплезира началось в 1714 году с устройства насыпной площади на берегу, где было выбрано место для его постройки. Земляную насыпь предохраняли от размывания кирпичная стенка и мощный откос из дикого камня, существующий и в настоящее время. В течение 1715 года были возведены стены центральной части Монплезира, а летом следующего года начата отделка зала под наблюдением И.-Ф. Браунштейна. В 1716 году Монплезир отштукатурили и вслед за тем приступили к лепным работам. По характеру исполнения скульптура - несомненное произведение Б. К. Растрелли.

Ансамбль Монплезира включает целый комплекс парадных и служебных зданий. С восточной стороны дворца расположен ряд одноэтажных каменных строений: восточный флигель, мыльня, Банный корпус, Ассамблейный зал и находящиеся за ним тафельдекерская (помещение для столового белья) и кухня с кофишенской (помещение для приготовления кофе). С западной стороны к Монплезиру примыкают флигель и Екатеринский корпус.

Строительство боковых флигелей, называвшихся в первой половине XVIII века «покоями для фамилии», было вызвано отсутствием в Монплезире комнат для членов царской семьи и чинов двора.

Перед южным фасадом Монплезира, между одноэтажными флигелями, примыкающими к дворцу, разбит небольшой прямоугольный в плане сад. Площадь сада разделена на четыре партера двумя крестообразно проведёнными аллеями. В каждый партер вкомпонованы одинаковые по рисунку цветники. Органичной частью композиции сада являются фонтаны: «Сноп», помещённый в центре сада, четыре фонтана «Колокол» с золочёными фигурами, отмечающими центры партеров. Два фонтана - шутихи «Диванчики», полускрытые шпалерами кустарников, стоят в концах боковых аллей.

Золочёные свинцовые статуи первоначально воспроизводили античные и ренессансные оригиналы («Аполлино», «Ганимед», «Фавн» и «Вакх» Я. Сансовино). В 1797-1799 годах их заменили новыми, также свинцовыми, при этом взамен Ганимеда была поставлена копия с античного оригинала «Фавн с козлёнком», а вместо Фавна - Психея. В 1817 году все четыре статуи повторили из бронзы.

Монплезирские фонтаны были начаты постройкой одними из первых. На плане Петергофа 1716 года, исполненном И.-Ф. Браунштейном, посреди сада изображён фонтанный бассейн четырёхлистной формы, характерный для архитектуры барокко.

Фонтаны ввели в «работу» в апреле 1723 года, а осеннью заработали «Диванчики» - трельяжные садовые фонтаны-шутихи в виде диванов с фонтанирующими маскаронами и водомётом посреди сиденья. Перед диванчиками по краям аллеи скрывались форсунки, из которых взлетали струи, образуя водное берсо. Эффект шутих заключался во внезапности включения воды, которая обливала одного из гостей Петра I, на забаву остальным.

В наши дни фонтаны Монплезирского сада существуют как редкие произведения фонтанного искусства первой четверти XVIII века.

4. Большой дворец – основное сооружение Петергофа.

Основное архитектурное сооружение Петергофа - Большой дворец, возвышающийся на краю шестнадцатиметровой террасы. Блестящий памятник русского барокко, он является неотъемлемой частью ансамбля, играет роль основного организующего начала, архитектурно-планировочной и идейно-художественной доминанты.

Если подойти к дворцу со стороны Финского залива, взору открывается почти трёхсотметровый северный фасад с ризалитами, пронизанными светом галереями и золотыми куполами корпусов «Под гербом» и Церковного. Разновысокие шатровые с переломом кровли, высота которых нарастает к центру здания, создают выразительный силуэт. Центральная часть здания увенчана большой золочёной вазой, поддерживаемой фигурами крылатых гениев. Блеск золота, архитектурная пластика фасадов, мощное движение и шум низвергающей воды - всё создаёт ощущение торжества.

Замысел создания этого дворца с гротом под ним и каскадом Пётр I вынашивал несколько лет. Уже в 1712 году на строительстве Верхних палат было занято восемьсот тринадцать рабочих с двумястами подводами. Эти же годом датирован собственноручный рисунок - чертёж Петра I с обозначением расположения дворца. В «десяти пунктах о Петергофе», датированных 16 ноября 1715 года, Пётр I указывал: «Палаты и грот достроить и канал». (2, с. 4)

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Powered & designed by Olezha * 2022 * All Rights Reserved © www.travellifes.ru

Партнеры сайта: