«Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир». (Й. Гете) Жизнь во время путешествия - это мечта в чистом виде. (А. Кристи) Путешествие как самая великая наука и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя. (А. Камю)

Новые чудеса света

Великая китайская стена
Колизей
Мачу-Пикчу
Петра
Тадж-Махал

Посетители

Пропускной туристский потенциал ОПТ
Страница 3

Основной элемент туристских маршрутов — тропа. Ясно, что если увеличивается количество туристов и частота их посещения, тропа постепенно изменяется, превращаясь в широкую дорогу, по обочинам которой образуется редкий покров из сорных, чаще всего привнесенных извне, устойчивых к вытаптыванию трав.

Специалистами рекомендуются два универсальных решения. Первое — начинать с малой нагрузки и, постепенно повышая ее, постоянно следить за состоянием маршрута. Когда появятся первые признаки деградации природы на полотне тропы или на стоянке, необходимо снизить нагрузку. Второе — применять специальные приемы, связанные с благоустройством территории и направленные на повышение ее устойчивости к внешнему воздействию. Какой из этих методов (снижение нагрузки или благоустройство, а возможно, и их сочетание) окажется более подходящим, могут подсказать лишь здравый смысл и конкретная ситуация.

В качестве примера приведем предварительные результаты анализа условий развития экотуризма, проведенного для Кавказского заповедника. В 1999 году он был включен в Список Всемирного природного наследия в качестве одного из участков кластерного объекта “Западный Кавказ”. Больше половины территории заповедника поросло никогда не знавшими топора лесами из дуба, каштана и бука, а выше – пихты и ели. В подлеске много древней реликтовой флоры: рододендрон понтийский, азалия, лавровишня, падуб и другие.

Главным лимитирующим фактором при определении количества посетителей на тропах заповедника является сохранение животного мира. Это — один из основных объектов охраны и вместе с тем самый неустойчивый компонент природной среды. Важно учесть, где располагаются места скопления животных, места их кормления и размножения, пути миграции и т.д. Лимитирующим фактором могут выступать также сроки брачного периода, время выбора мест зимовки и др.

Определенное значение имеет и наличие особо охраняемых видов растений. При этом следует учесть, что вред, который наносится посетителями растительному покрову, зависит не столько от их количества, сколько от поведения. И тут на первое место выходит уже не установление количественных пределов посещаемости, а экологическое просвещение туристов как до начала путешествия, так и во время него.

В некоторых случаях предельно возможное количество человек в группе и частота посещения конкретного маршрута зависят от его состояния: наличия дров в окрестностях стоянки, вместимости объектов осмотра (пещера, береговая полоса горного озера, видовая площадка на вершине горы и т.д.). И конечно же, везде и всегда при сравнительно регулярном посещении емкость маршрута зависит от его благоустроенности: наличие мостов через реки и их состояние, наличие на стоянках стационарных кострищ и мест под палатки, туалетов и ям для мусора и т.д. Причем все это нужно вовремя ремонтировать и очищать, в противном случае расчетная допустимая нагрузка с каждым годом будет все ниже и ниже.

Однако и при столь тщательно обоснованной нагрузке может случиться всякое. Поэтому надо не просто “открыть” тропу, но время от времени, желательно три раза в каждый сезон (в начале, в середине и в конце его), проверять, не приносит ли ее посещение каких-либо неожиданных последствий. Кстати, эти виды деятельности — благоустройство тропы и слежение за ее состоянием — как нельзя лучше подходят для волонтеров, то есть добровольных помощников, или друзей, заповедника.

Учитывая максимально возможное количество факторов, лимитирующих допустимую нагрузку на каждом из утвержденных в заповеднике маршрутов, были предложены величины допустимого предела их посещаемости.

Со временем установленные лимиты могут быть пересмотрены. Основанием для их уменьшения или увеличения будут служить результаты мониторинговых исследований на маршрутах, а также конкретная ситуация в заповеднике.

Страницы: 1 2 3 


Powered & designed by Olezha * 2021 * All Rights Reserved © www.travellifes.ru

Партнеры сайта: