«Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир». (Й. Гете) Жизнь во время путешествия - это мечта в чистом виде. (А. Кристи) Путешествие как самая великая наука и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя. (А. Камю)

Новые чудеса света

Великая китайская стена
Колизей
Мачу-Пикчу
Петра
Тадж-Махал

Посетители

Пропускной туристский потенциал ОПТ
Страница 1

В основе концепции устойчивого развития туризма лежит понятие пропускного потенциала. Пропускной потенциал - это та максимальная нагрузка, которую может выдержать тот или иной туристский объект без серьезного ущерба для местных ресурсов, негативного воздействия на впечатления от поездки и без возникновения социально-экономических проблем у населения.

Пропускной потенциал можно подразделить на три основных вида:

1) экологический пропускной потенциал- это уровень посещаемости объекта или местности, превышение которого приводит к неприемлемым экологическим последствиям, либо в результате действий ( или естественных процессов жизнедеятельности ) самих туристов, либо вследствие функционирования обслуживающей туризм инфраструктуры.

2) туристский социальный пропускной потенциал - это уровень посещаемости туристского объекта или местности, посещение которого влечет за собой ухудшение впечатлений от поездки

3) местный социальный пропускной потенциал - это уровень посещаемости , превышение которого приводит к негативным последствиям для местной культуры и ухудшению взаимоотношений местного населения с туристами

Таким образом, туристский пропускной потенциал ограничивает разумный и допустимый уровень использования ресурсного потенциала территории с точки зрения сохранения, поддержания и восстановления естественных свойств туристского объекта или местности.

Ресурсный потенциал территории - это многоаспектное понятие, охватывающее весь комплекс жизнедеятельности общества. В соответствии с глобальным подходом при его определении необходимо учитывать экономический, экологический и социальный аспекты. Часть из них относится напрямую к туристским ресурсам территории, другая - к факторам , влияющим на развитие туризма в регионе.

Для туризма первостепенное значение имеют туристско-рекреационные ресурсы. Именно они являются фундаментом успешного процесса развития туристского бизнеса. Туристско-рекреационные ресурсы определяются как совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, готовых для создания туристского продукта. Туристские ресурсы определяют специфику развития туризма в регионе, являются исходным базисом для производства туристского продукта при планировании приоритетных направлений инвестиционной политики в регионе, а также для решения задач экологического образования и воспитания тех, кто потребляет эти ресурсы.

Как известно, подавляющее большинство федеральных ООПТ России всегда являлись сугубо научно-исследовательскими учреждениями, нацеленными преимущественно на строгую охрану природы ради развития науки, слежения за состоянием природной среды и отдельных ее компонентов, сохранения генофонда. А экологическое образование населения, которое тоже входило в задачи заповедников, базировалось лишь на посещении музеев природы, проведении лекций и выездной работе со школьниками в ближайших населенных пунктах. Сами же охраняемые территории, как правило, всегда были закрыты для любых посетителей, профессионально не связанных с заповедной наукой. И именно этот факт, бесспорно, позволил создать уникальную в своем роде систему заповедников, которой по праву может гордиться Россия.

Бурный подъем познавательного интереса к природным резерватам во всем мире на фоне наших кризисных экономических проблем побудил некоторые российские заповедники всерьез задуматься и внести коррективы в программы экообразования на базе своей территории. Большинство из них, как следует из проводимых опросов, главным положительным результатом “сближения” заповедника с населением видит прежде всего подъем престижа самого природоохранного учреждения. При этом происходит переориентация представлений людей о целях и задачах конкретного заповедника и всей заповедной системы в целом. Ведь не только в нашей стране, но и, как свидетельствует зарубежная пресса, во всем мире на протяжении всей истории существования резерватов нетронутой природы среди широких слоев населения их нередко считали свободными территориями с большими возможностями эксплуатации природных ресурсов. Они рассматривались как источник получения экономической прибыли, выгодного вложения капитала, возможность обеспечить трудовую занятость значительной массы населения. Влияние этой точки зрения как главенствующей порой заметно и сейчас. И изменить эту точку зрения на противоположную, т.е. показать истинную, непреходящую ценность заповедной природы, возможно только путем долгой, кропотливой эколого-просветительской работы, проводимой прежде всего самими заповедниками. Это прежде всего в их интересах, чтобы информация о природном потенциале заповедников, их уникальных объектах и результатах научной работы была доступна не только сравнительно узкому кругу профессионалов, но и все большему числу людей. И в том числе тем, кто может оказать существенную поддержку и поднять общественное мнение, увидев воочию красоту и богатство этих прежде закрытых для них территорий. В связи с этим возникают вопросы, от решения которых во многом зависит судьба экологического туризма. Каким образом (разумеется, в ограниченных пределах) следует развивать экологический туризм в тех заповедниках, где природные и исторические условия этому не препятствуют в принципе? Как определить этот самый предел допустимой нагрузки на заповедную территорию без ущерба для ее природы?

Страницы: 1 2 3


Powered & designed by Olezha * 2021 * All Rights Reserved © www.travellifes.ru

Партнеры сайта: